Выбирая часы, покупатели чаще всего отдают предпочтение простым и невычурным моделям, но с обязательным присутствием какой-то изюминки. Из всех прочих особенностей, способных привлечь внимание, несомненным лидером является турбийон — самая престижная, сложная и поэтому дорогая функция.

Что такое турбийон в часах?

Макроснимок турбийона для часов

Турбийон — это устройство, которое представляет собой анкерное колесо с балансом и анкерными вилками. Оно вращается со скоростью 1 оборот в минуту на каретной площадке и служит для компенсации воздействия притяжения Земли на точность часового механизма. Его изобретатель — француз Абрахам-Луи Бреге.

В 1795 году он создал массивный, с большим количеством деталей прототип современного турбийона и еще несколько лет работал над тем, чтобы поместить его в карманные механические часы. В конце 1805 года в Париже, во время Национальной выставки индустриальных товаров, Бреге представил их публике.

Спустя более двух столетий турбийон уменьшился еще больше, и теперь способен поместиться даже в самые маленькие наручные часы.

Какими бывают турбийоны?

Карманные часы бренда Aerowatch со скелетоном

От типа используемой каретки зависит вид турбийона в часах:

  • в традиционном виде каретка прикреплена к механизму с двух сторон и зафиксирована на вращающейся оси;
  • в парящем — имеется только нижнее крепление механизма каретки к оси.

Парящий турбийон спустя столетие после изобретения Бреге, в 1920 году, был спроектирован преподавателем часового искусства Альфредом Хеллвигом. Он упростил конструкцию традиционного (закрытого) турбийона и сделал возможным наблюдение через отверстие на циферблате за его вращением.

Таким образом, турбийон, кроме нивелирования влияния земного притяжения на механизм часов, приобрел еще и эстетическую функцию. Однако по своей конструкции превратился в более хрупкий и сложный механизм. Со временем изобретение Хеллвига стало прототипом современных наручных и карманных скелетонов, внутренний механизм которых частично или полностью открыт, что позволяет обладателю наблюдать за слаженной работой совершенного устройства, защищенного стеклом.

В зависимости от скорости вращения турбийоны бывают:

  • минутными — самый распространенный и сложный вид, который представлен в коллекциях только самых известных часовых производителей;
  • полуминутными — редкий вид, используемый только одной компанией;
  • карусельными — простой и дешевый вид турбийона (один оборот делает за час, имеет минутную стрелку).

Действительно ли турбийон повышает точность хода?

Известно, что даже самые точные механические часы за сутки отклоняются приблизительно на 15 секунд. Связано это со многими внешними факторами, не всегда зависящими от человека. Один из таких — сила гравитации, преодолеть которую возможно разве что в фантастических фильмах.

Почему же тогда это стало реальным в изобретении Бреге и стало ли? Если бы Бреге, как и его современники, продолжал искать выход в поле законов механики, то, несомненно, потерпел бы крах. Но он решил действовать внутри самого механизма, запустив в него подвижную каретку, вращающуюся в противоположную сторону. Таким образом, она уравновешивает гравитационную погрешность и позволяет стрелкам вращаться более равномерно.

Часы с турбийоном на самом деле стали более точными, но покупать их, на удивление, не спешили. За 18 лет своих разработок изобретатель продал всего лишь 35 экземпляров. Объяснить это можно было двумя минусами таких часов:

  • не всем понятен механизм и его назначение;
  • слишком высокая стоимость детали, совокупный вес десятка элементов которой составлял не больше одного грамма.

За точность и столь кропотливую работу определенная часть пользователей и была бы готова платить внушительную сумму, если бы не еще один важный минус, с которым соглашался и сам автор столь грандиозной идеи преодоления гравитации.

Поскольку турбийон первоначально разрабатывался для карманных часов, то классическая конструкция его каретки предусматривала вращение только в одной плоскости — специально для вертикального положения часов в кармане. Вот почему использование точно такого же механизма в наручных часах имело сомнительную эффективность, ведь наручные часы часто находятся и в горизонтальном положении (например в то время, когда рука лежит на столе, коленях или руле автомобиля).

Функция турбийона в современных наручных часах

Парящий турбийон в наручных механических часах

Решить спор об эффективности турбийона помогла разработка Франка Мюллера. В 2003 году он представил первые в мире часы с двухосевым турбийоном. Особенность его строения в следующем:

  • он имеет две каретки, вложенные друг в друга и вращающиеся одновременно по горизонтали и по вертикали;
  • каждая его каретка вращается со своей скоростью (1 и 8 минут);
  • на циферблате часов присутствуют две дополнительные стрелки (на 5 и 7 часов), которые отсчитывают циклы вращения осей.

Еще до появления двухосевого турбийона, в конце XIX века, часовщики признали турбийон Бреге для наручных часов бесполезной функцией, которая только усложняет механизм и забирает часть энергии.

Тем не менее, от нее не отказались, а превратили в самый престижный и наиболее изысканный часовой механизм, демонстрирующий высокое искусство. Его главная ценность — в сложности изготовления, использовании драгоценных металлов и потраченных усилиях мастеров. Лимитированные выпуски еще больше подогревают интерес и создают ажиотаж среди коллекционеров столь популярного аксессуара.