Педали для акустических и цифровых фортепиано — педаль демпфера или сустейна, педаль Sostenuto, soft педаль. Важны ли они и как они должны работать? Педали для фортепиано и то, как они работают и что они делают, чрезвычайно важны для того, чтобы вы получили удовольствие от игры на акустическом или цифровом фортепиано. Если вы не выберете правильное фортепиано с правильными педалями, которые помогут вам управлять звуком фортепиано, чтобы ваша музыка звучала хорошо, она пострадает. В этом материале вы узнаете, что нужно знать при покупке цифрового пианино!

рояль лира тройная педаль

Когда речь заходит о создании красивой музыки на инструментах, особенно на фортепиано, гитаре, арфе и других инструментах со струнами, качество и время сустейна этих инструментов имеет жизненно важное значение. Сустейн — это способность и время, в течение которого музыкальный инструмент может удерживать тон без остановки. Покупатели цифровых пианино обычно не обращают внимания на то, что педали важны или чем отличаются в разных марках и моделях, и это потому, что если вы не играете на пианино и не имеете опыта на акустическом пианино, потому не знаете, почему педали важны, особенно при покупке цифрового инструмента. Что касается фортепиано (акустического или цифрового), то у рояля и у пианино обычно есть три педали, выходящие из передней центральной части инструмента снизу.

тройная педаль пианино

Педали на рояле на самом деле выходят из отдельного педального узла, называемого педальной лирой рояля, которая придает ему характерный внешний вид. Три педали называются (слева направо) мягкая педаль или педаль una-corda, педаль sostenuto и демпфер или педаль sustain. В этом материала говориться исключительно о педали демпфера (самая дальняя правая педаль), которую также называют педалью сустейна. Эти два термина (демпфер и сустейн) обычно используются людьми как взаимозаменяемые, хотя у этих слов есть несколько различий. В рамках данного обсуждения эта правая педаль рояля будет называться педалью демпфера.

Струны рояля

Во-первых, важно знать, что без правой (демпферной) педали на акустическом или цифровом рояле инструмент будет звучать не очень хорошо, и ваша музыка не будет считаться красивой, приятной, сочной, резонансной или полной. В настоящем акустическом пианино много струн (более 200), и когда вы нажимаете на клавишу, молоточковый механизм внутри ударяет по струне, и вы слышите вибрацию фортепиано. Это похоже на то, что происходит и на гитаре: когда вы ударяете пальцем по струне (струнам), вы слышите гитарный звук, и он продолжается (поддерживается), пока вы не положите палец или руку на эту струну, и тогда звук перестает поддерживаться/вибрировать. Другими словами, вы можете «отключить» звук гитарной струны пальцами в любой момент после удара по струне или струнам.

Или же вы можете ударить по струнам, не приглушая их пальцами, и просто позволить естественному устойчивому звуку гитары угаснуть самому по себе, не останавливая его. Это время затухания звука (также известное как время распада) помогает сделать музыку красивой и насыщенной. Время затухания может быть разным: от короткого до длинного — от 1 секунды до 30 секунд и более — в зависимости от того, когда вы остановили вибрацию струны, и от того, нижняя ли эта струна или высокой на самом инструменте. Это также зависит от того, насколько хороши струны и из чего они сделаны. Уже запутались?

фортепианный техник настройка струн фортепиано

В этом обсуждении время задержки фортепиано будет называться временем затухания. Правая педаль фортепиано называется демпферной, потому что внутри рояля много струн, как уже говорилось, и все эти струны будут звучать, если на них или между ними нет демпферов. На самом деле, в рояле около 230 струн, так что представьте себе, как настроить все эти струны, чтобы рояль звучал хорошо... — это очень большая и сложная работа, если вы не знаете, как это делаеть. Поэтому важно, чтобы ваше акустическое пианино настраивал квалифицированный настройщик/техник.

Однако в цифровом пианино нет необходимости настраивать струны, потому что в нем нет струн, а звук воспроизводится в цифровом формате. Это главное преимущество цифрового пианино перед акустическим, и именно поэтому многие семьи предпочитают цифровые пианино. Кроме того, к цифровому пианино можно подключить стереонаушники, чтобы играть в уединении, в то время как обычные акустические пианино всегда громкие настолько, что на них невозможно играть в уединении.

индивидуальные демпферы на струнах одно-, двух- и трехструнного фортепиано

ОК, так что же такое демпфер?! Как уже упоминалось, гитарная струна будет продолжать издавать звук после того, как вы нажмете на нее или выщипнете, пока звук не исчезнет естественным образом или вы не положите пальцы или руку на струну. В фортепиано демпфер делает то же самое, что и ваши пальцы или рука на гитаре. Он заглушает струну(ы) фортепиано и не дает ей(им) вибрировать и издавать звук. Демпферы — это небольшие клинья или блоки войлока, приклеенные к деревянному бруску и соединенные с механизмом (демпферной рейкой), который приводит в действие все демпферы одновременно при нажатии на правую педаль демпфера на вашем пианино. Фетровые демпферы могут быть разных размеров и/или форм в зависимости от того, какие и сколько струн они приглушают одновременно. Если вы посмотрите на фотографии выше, вы заметите демпферы на струнах разного размера.

Струны в акустическом пианино

Поэтому они все разного размера и формы. Обычно, когда педаль демпфера не нажата и находится в нормальном верхнем положении, войлок демпфера находится непосредственно на струнах, заглушая их все, кроме последней (примерно) октавы и 1/2 клавиши, что составляет около 19 черно-белых клавиш на среднем акустическом пианино, в зависимости от марки и модели пианино. Самые высокие струны должны постоянно вибрировать, не будучи заглушенными демпферами, поэтому они вообще не имеют демпферов. На это есть свои причины, но сейчас нам достаточно знать, что струны последней октавы и 1/2 не имеют демпферов, потому что они должны постоянно вибрировать.

Демпферы и молоточки в акустическом пианино

Если бы вы не нажимали на педаль демпфера, а просто нажали клавишу вниз, а затем сразу же отпустили ее обратно, звук бы прекратился и затух... отсюда и название «педаль демпфера». Струны всегда приглушены, когда педаль поднята и не нажата ногой, пока вы отпускаете клавишу сразу после нажатия. Как только вы нажимаете педаль, все демпферы, расположенные на демпферной рейке, снимаются со струн на то время, пока педаль удерживается нажатой. Пока педаль остается нажатой, струны фортепиано, после удара молоточком будут звучать до тех пор, пока вы не отпустите педаль или когда струна (струны) перестанет самостоятельно вибрировать, в зависимости от того, что наступит раньше.

Демпферы на басовых струнах акустического пианино

Например, если нажать на педаль демпфера и не отпускать ее, а затем сыграть очень низкую басовую клавишу, вы услышите, как басовая струна внутри пианино будет продолжать издавать звук, пока вы не отпустите педаль. Басовые струны большие и толстые (на фото верху), поэтому при нажатии на педаль они обычно звучат гораздо дольше, чем более высокие струны. Как уже говорилось ранее, но стоит повторить, время естественного затухания звука на настоящем акустическом пианино — это время, необходимое для затухания звука после удара по клавише при нажатой педали, — может составлять от нескольких секунд на высоких струнах до 50 секунд или более на низких басовых струнах в зависимости от размера (глубины) рояля или высоты пианино.

Также учитывается, новое или подержанное пианино, и качество самих струн. 50 секунд или больше — это долгое время для того, чтобы звук продолжался без перерыва, и в течение этого 50-секундного времени затухания звука на низких басовых струнах большого рояля (при нажатой педали демпфера) громкость уменьшается медленно и равномерно, так что становится все труднее услышать звук, пока он не исчезнет. Вы уже поняли все это?

Демпферы в настоящем фортепиано

Поднимая демпферы над струнами при нажатии на педаль демпфера, вы получаете резонирующий, большой, полный, фортепианный звук, особенно при одновременной игре на многих клавишах. Звук фортепиано становится многогранным, а ваша музыка приобретает выразительное однородное звучание и объем за счёт резонанса корпуса. Такая многослойность звука превращает практически любой пассаж на клавишах в музыкальное искусство, даже если не все ноты сыграны как полагается. Однако без нажатия на педаль демпфера все ноты звучат стаккато (быстро), когда звук слышен сразу, а затем прекращается, как только вы отпускаете клавишу. Часто можно услышать, как дети в музыкальной студии играют на пианино, удерживая педаль демпфера маленькой ножкой, и когда они просто ударяют по любой клавише, это звучит лучше.

Маленькая девочка на скамейке перед роялем

Забавно наблюдать, как маленькие дети 4-6 лет опираются на край скамейки для пианино, чтобы поставить ногу на педаль, поскольку в противном случае их ноги недостаточно длинны. Вначале, особенно для маленьких детей, игра с педалью демпфера не так важна, поскольку ученик изучает основы фортепианной музыки, такие как ритм и время, чтение нот, движение и положение пальцев, а также другие аспекты.

Но когда ученики становятся более опытными, использование демпферной педали становится важным, чтобы они могли играть музыку так, как она должна звучать. На самом деле это не занимает много времени, и дети любят нажимать на педаль, потому что им кажется, что это весело и заставляет их музыку звучать круто.

Нажатие на педаль демпфера

Важный аспект использования педали демпфера и ее влияния на звук фортепиано — это то, как сильно вниз вы нажимаете на педаль, что определяет, насколько далеко от струн находятся демпферы. Такой прием известен как полудемпфер или переменный сустейн. Если педаль находится в нормальном положении покоя, фетровые демпферы лежат на струнах, останавливая звук фортепиано. Если педаль нажата до упора вниз, фетровые демпферы полностью отрываются от струн, и эффект сустейна становится максимальным. Однако в настоящем акустическом фортепиано фетровые демпферы могут быть частично на струнах, а не полностью подняты или опущены. Это происходит, когда педаль нажата примерно наполовину.

Демпферы акустического фортепиано

Демпферы акустического фортепиано

На настоящем акустическом фортепиано есть средняя область устойчивости, которая не совсем выключена и не совсем включена. Это переходный момент при исполнении музыки и использовании педали демпфера. Она возникает естественным образом на всех акустических фортепиано и является тем, что необходимо иметь. Если вы новичок, то этот естественный эффект полунажатия педали будет для вас мало или вообще не будет значительным, и вы, скорее всего, его не заметите. Но по мере того, как вы будете прогрессировать и становиться более опытным в игре, вам захочется узнать, что ваше пианино может делать это полупедалирование и как оно становится частью игры на пианино.

одиночная педаль

На большинстве цифровых инструментов, имеющих менее 88 клавиш и невзвешенные клавиши, включая некоторые синтезаторы с хорошим фортепианным звучанием, обычно отсутствует эффект полупедали при нажатии на основную педаль. Большинство синтезаторов поставляется только с одной педалью демпфера/поддержки (на фото выше), и это нормально, но если эта педаль не может воспроизвести в цифровом виде аутентичные характеристики настоящей акустической педали демпфера, то настоящие музыканты считают это проблемой, если ваша цель — правильно играть фортепианную музыку, и вы находитесь или хотите быть на более высоком уровне мастерства игры. Если педаль не может воспроизвести эффект полудемпфера, то вам следует подумать об этом перед покупкой. Большинство педалей для цифровых пианино и мебельных роялей выглядят очень похоже, поэтому по внешнему виду педали нельзя определить, будет ли она работать так же, как педаль настоящего акустического рояля. Чтобы узнать наверняка, нужно посмотреть на характеристики пианино.

Цифровое пианино

В мире портативных и корпусных цифровых пианино некоторые из них либо вообще не могут создавать эффект полудемпфера, либо в случае некоторых портативных цифровых пианино с 88-ю взвешенными клавишами вам придется покупать дополнительную педаль, которая сможет это делать, и это обычно добавляет от 50 до 75 долларов к стоимости, но оно того стоит. Цифровые пианино определенных марок вообще не поддерживают эффект полупедали, например, большинство моделей пианино Kurzweil и Williams, и нет никакой возможности изменить или добавить его.

Педаль демпфера/поддержки Kurzweil и Williams в этом смысле работает как педаль синтезатора, поэтому не рекомендуеся применять эти пианино по этой причине, если только вы не находитесь на низком уровне мастерства игры или вам просто все равно, а в остальном пианино вам нравится. Если вам все равно, то педаль демпфера без эффекта полудемпфера может вам подойти, хотя в самой педали могут быть и другие недостатки. Но имейте в виду, что если этой функции нет, а вы захотите применять ее позже в этом пианино (включая резонанс педали и естественное эхо), вы ее не получите.

Демпферы фортепиано

В дополнение к функции полудемпфера, когда в настоящем акустическом фортепиано демпферы снимаются со струн при нажатии на педаль демпфера, в камере, где находятся струны фортепиано, слышно некоторое естественное эхо или реверберация. Это естественное эхо вместе с естественными колебаниями струн, когда демпфер отодвинут, создает так называемый резонанс демпфера. Этот эффект возникает только тогда, когда педаль демпфера нажата и на клавишах играют. Резонанс педали демпфера — это часть всего фортепианного звука, который вы слышите, играя на акустическом пианино.

Без этого естественного элемента, присущего акустическим фортепиано, они, скорее всего, будут звучать почти фальшиво и нереалистично, как будто из звука что-то вырезали. Сможет ли человек услышать все эти естественные органические элементы, возникающие при использовании педали демпфера, напрямую зависит от его опыта игры на фортепиано, уровня его мастерства, а также от типа и возраста фортепиано, на котором он играет.

Цифровое пианино

Как же все это влияет на цифровое пианино? В цифровом пианино, за редким исключением, нет ни демпферов с войлоком на них, ни струн, ни молоточков с войлоком на них, ни органических педальных механизмов полной длины, которые крепятся к демпферам. Физические ощущения от педалей важны так же, как и на акустическом фортепиано, включая давление, которое требуется для нажатия ногой на педали, сопротивление педали при подъеме, высоту педали от земли и даже расстояние между педалями и их даже цвет. Все это существенно влияет на ощущения от педалирования фортепиано как для новичков, так и для профессионалов. В цифровых пианино сам звук педалирования имитируется с помощью электроники, включая резонанс демпферной педали, полупедалирование с цифровым воспроизведением, а также то, что звучит из динамиков этих цифровых пианино при нажатии на педали.

Цифровой рояль

Многие цифровые рояли имеют встроенные динамики (на фото выше), и, за редким исключением, большинство из них не имеют деревянных деки, как акустические рояли. Поэтому звук фортепиано, который вы слышите почти во всех цифровых пианино Yamaha, Roland, Kawai, Casio, Kurzweil и других марок, воспроизводится в цифровом формате, как уже говорилось. Системы педалирования цифровых пианино не одинаковы, когда речь идет о звуке фортепиано, который вы слышите через динамики. На самом деле, многие из них дешево сделаны либо в конструкции педали, либо в материалах, либо в том, как они работают, воспроизводя естественные ощущения от педали с демпфером. Нужно сказать прямо сейчас: «Если вы не обратите внимания на то, как работают педали на цифровом пианино, прежде чем купить его, включая движение педалей и звук, который они воспроизводят, вы можете очень пожалеть».

Цифровое пианино

фото В цифровых пианино могут отсутствовать некоторые или все признаки, присущие педалям акустического пианино различных новых марок и моделей, в том числе хорошее и более длительное время звучания педали демпфера (время затухания), исходящее от всех струн при игре на клавишах; эффект полупедали; резонансное эхо/реверберация педали демпфера; симпатические колебания струн, когда демпфер отходит от струн; шум демпфера (движение демпфера и демпферной рейки издает шум в настоящем фортепиано); правильный вес педали, правильная высота педали, задержка педали и т.д. Вопрос в том, обладает ли цифровое пианино, которое вы покупаете, этими функциями и эффектами, а также качественной конструкцией педалей?

Есть некоторые марки фортепиано, особенно многие из китайских, которые, по мнению специалиста, имеют очень низкое качество функций и эффектов педалей, а также материалов и конструкции, поэтому рекомендуется держаться подальше от этих марок и моделей, если вы хотите получить более реалистичные ощущения от педалей фортепиано наряду с лучшим реализмом действия клавиш, поскольку действие клавиш и реализм звука у этих марок также обычно не очень хороши в целом.

Педали фортепиано

Важно отметить, что в этом материале не рассматривались среднюя и левуя педали, поскольку они редко используются по сравнению с демпферной педалью, но имеют свое место в музыке и игре на фортепиано, но их не следует упускать из виду. Средняя педаль называется sostenuto, она поддерживает только те ноты, которые вы играете, удерживая педаль, а все последующие ноты после этого, пока вы все еще удерживаете педаль, являются нотами стаккато. Таким образом, средняя педаль sostenuto — это одновременная смесь нот сустейна и быстрых нот стаккато.

Левая педаль (она же soft/una corda) позволяет регулировать громкость играемых нот и немного уменьшает громкость всех нот, которые играются, пока вы удерживаете левую педаль. Две педали (sustain или sostenuto) также могут использоваться одновременно (одна или другая) вместе с левой педалью soft, чтобы обеспечить контроль громкости и, например, sustain.

Педаль сустейна для фортепиано

Но для подавляющего большинства студентов и любителей игры на фортепиано именно педаль «сустейн-демпфер» признается наиболее важной и полноценной частью решения о покупке фортепиано, которое необходимо учитывать при проведении тестов и опробовании фортепиано. Есть еще несколько аспектов и свойств педали демпфера в акустических и цифровых фортепиано, о которых здесь не говорилось, например, скорость, с которой демпфер возвращается на струны в акустическом фортепиано при отпускании педали демпфера, называемая эффектом Key-Off. Этот эффект воспроизводится в некоторых цифровых пианино, что повышает аутентичность звучания настоящего фортепиано и ощущений от нажатия педали. Однако задача была сделать этот материал максимально простым и не зацикливаться на мельчайших деталях, которые большинство людей, покупающих цифровые пианино, скорее всего, не узнают, когда услышат их.

тройная педаль

В конце концов, особенно если вы новичок, обучение правильной игре на педали демпфера фортепиано и понимание того, когда нажимать на педаль во время исполнения музыки, требует времени, и обычно вы начинаете использовать ее только после того, как проучитесь не менее 1 года. Для одних людей использование педали для улучшения качества игры происходит более естественно, а другим нужно потрудиться, чтобы освоить технику и понять, как педаль демпфера вписывается в общий процесс игры на фортепиано и получения музыкального удовольствия. При покупке нового цифрового пианино очень важны педали, особенно педаль демпфера, и эти педали должны хорошо работать. Поэтому, прежде чем совершить покупку пианино, обязательно проведите исследование.