Основная сложность ответа на вопрос «как выбрать синтезатор» прячется в определении самого слова «синтезатор». Дело в том, что под этим термином зачастую подразумевают совершенно разные устройства, начиная от детских игрушек и заканчивая профессиональными рабочими станциями и аналоговыми звуковыми модулями. Поэтому мы не будем пытаться объять необъятное и сосредоточимся на том, как выбрать синтезатор новичку. А профессиональные музыканты как-нибудь уж разберутся сами.

Клавиатура

Размер клавиш

Синтезатор оснащён стандартной или уменьшенной клавиатурой (чаще всего её называют мини- или микро-). В первом случае клавиши по размеру сопоставимы с клавишами акустического фортепиано. Во втором – они меньше.

Есть только 2 причины покупать синтезатор с мини-клавишами:

  • Вы выбираете инструмент для совсем маленьких деток (до 5-6 лет).
  • Вы профессиональный музыкант и берёте конкретную модель под вполне конкретные задачи.

Во всех остальных случаях покупка синтезатора со стандартной клавиатурой — правильное решение. Такой вариант универсален, привычен и позволит не переучиваться в случае перехода на другой инструмент.

Количество клавиш

Мы уже писали обширный материал о том, сколько клавиш может быть на синтезаторе и почему. Здесь вкратце.

Самые распространённые варианты:

  • 49 клавиш — 4 октавы,
  • 61 — 5 октав,
  • 73-76 — 6 октав,
  • и 88 — 7 октав.

Последние два варианта больше подойдут пианистам с классическим образованием, так как позволяют легче адаптироваться после акустического полнооктавного инструмента. 4-октавными, как правило, делают развлекательные синтезаторы, которые не имеют каких-то впечатляющих характеристик. Главное здесь — доступная цена и экономия места.

Yamaha PSR-EW310

Yamaha PSR-EW310 — синтезатор для дома с 76-клавишной клавиатурой

Ну а самый распространённый вариант (и в большинстве случаев самый оптимальный) — это 5-октавные инструменты. Такого размера вполне достаточно для исполнения 99% произведений, и в то же время это заметно сэкономит вам жизненное пространство.

Следует отметить, что всё вышесказанное актуально исключительно для синтезаторов со стандартным размером клавиатуры. У моделей с мини-клавишами в большинстве случаев их количество колеблется в диапазоне 30-45 клавиш (приблизительно 2,5-3,5 октавы). Для малышей этого более чем достаточно.

Тип клавиатуры

Это один из самых важных критериев при выборе синтезатора. Обратите на него повышенное внимание.

Клавиатуры бывают 3 типов:

  • базовая или пассивная,
  • динамическая или активная,
  • динамическая с послекасанием.

Динамическая клавиатура улавливает скорость, с которой вы нажимаете на клавишу и прямо пропорционально увеличивает громкость. Всё как в обычном пианино. Вы интенсивнее нажимаете — звук громче.

В акустических инструментах это происходит за счёт конструкции самого пианино (молоточек сильнее ударяет по струнам), а в цифровых такую функцию приходится реализовывать программным путём.

ROLAND Go

ROLAND Go:Keys — синтезатор с динамической клавиатурой

Важно не путать чувствительность к скорости нажатия и к силе. В чувствительных к силе нажатия клавиатурах вы можете изменять тембр синтезатора, «дожимая» клавишу. Таким образом можно добавлять разные звуковые эффекты. 

Такие клавиатуры называются «динамические с послекасанием» (в технических характеристиках по образцу англоязычных сайтов часто пишут «aftertouch»). Обычно в таком случае речь идёт о дорогих профессиональных моделях.

Конечно, при прочих равных синтезатор с динамической клавиатурой обойдётся немного дороже. Насколько это важно?

Зависит от того, какая цель покупки. Если речь о выборе синтезатора для развлечения — не важно. Если настроены более-менее серьёзно — динамическая клавиатура обязательна!

Механика клавиатуры

Клавиатура, которая по ощущениям (тяжесть нажатия, упругость) напоминает акустическое пианино, называется «молоточковая» или «взвешенная». Но если вам нужен инструмент с такой механикой, лучше поискать не среди синтезаторов, а среди цифровых пианино

Поскольку чаще всего их основная цель — заменить громоздкое фортепиано. И стоят они чуть дороже.

Хотя, конечно, это вопрос дефиниций. К примеру, CASIO CDP-S360 в равной степени можно назвать и цифровым пианино с расширенным функционалом, и синтезатором с молоточковой механикой.

CASIO CDP-360

Цифровое пианино с расширенным функционалом CASIO CDP-360

Из этого правила есть исключение: рабочие станции с балансной клавиатурой. Но поскольку профессиональные инструменты мы здесь не рассматриваем, просто ограничимся их упоминанием.

Молоточковая механика хороша, если вы выбрали тембр рояля или электропиано. А вот для большинства других тонов (к примеру, струнных, ударных, духовых и т.д.) нужна более лёгкая и подвижная клавиатура.

Именно поэтому в синтезаторах используется пружинный механизм вместо противовеса. Такая клавиатура, собственно, и называется «синтезаторная».

Ну а третий тип механики — это «полувзвешенная» клавиатура, которая немного тяжелее синтезаторной, но легче молоточковой. Чаще всего используется в сценических инструментах.

Если вы не ищете альтернативу акустическому пианино, модели с синтезаторной механикой однозначно предпочтительнее. Такая механика более оптимизирована для использования с большинством тембров, а сами инструменты становятся легче и куда доступнее по цене.

Форма клавиш

Этот параметр — довольно редкий гость в характеристиках, но было бы большим заблуждением его недооценивать.

Клавиши бывают:

  • фортепианного типа с засечками,
  • органного типа, закрытые,
  • синтезаторного типа, открытые.

Реже всего встречаются модели с клавиатурой органного типа и, как правило, речь идёт о рабочих станциях или электронных органах.

Если уж производитель и делает клавиши закрытыми с фронтальной стороны, то практически всегда слегка увеличивает их площадь за счёт засечек. Не сказать, что эти засечки имеют для нас какое-то практическое преимущество, скорее здесь речь в маркетинге. «Чтобы было, как у обычного пианино».

Как выбрать синтезатор - 4

Так выглядит закрытая фортепианная клавиатура с засечками

Синтезаторные клавиатуры с фронтальной стороны открыты.

Закрытая клавиатура из-за конструктивных особенностей чуть ближе по ощущениям к обычному пианино, так как в нажатом положении имеет выраженную точку опоры. В то же время они более шумные.

Синтезаторные, как правило, практически не стучат, но в нажатом положении немного «проваливаются».

Разница, конечно, не такая ярко выраженная, как может показаться на первый взгляд. Тем не менее она есть.

Звук

Полифония

Когда мы говорим о тембрах, то стоит обращать внимание, не только на их количество, но и на качество. О количестве тембров мы поговорим чуть ниже, а вот приблизительное представление о качестве вам даст как раз параметр «полифония».

Небольшое отступление. Обратите внимание, что надо с большой осторожностью относиться к выводам, построенным на прослушивании демо-записей в интернете. Как правило, такие примеры сделаны в студийных условиях на дорогой аппаратуре. Так что к реальному звучанию они имеют опосредованное отношение.

Формально полифония показывает, сколько звуков способен воспроизвести инструмент одновременно. К примеру, если полифония какой-то детской игрушки – 2, а вы нажмете 3 клавиши, прозвучит все равно 2.

На практике всё не так очевидно. Дело в том, что современные синтезаторы имеют довольно сложную систему звукообразования. При нажатии на одну клавишу может «звучать» сразу несколько звуков. Сильно вдаваться в детали не имеет смысла, важно понять, чем больше полифония — тем лучше.

CASIO CT-S1

CASIO CT-S1 с не очень большой, но качественной коллекцией встроенных тембров. Полифония — 64

В зависимости от того, для каких целей сделан синтезатор, имеет смысл придерживаться следующих стандартов:

Таб. 1. Полифония синтезаторов

 Назначение  Рекомендуемое значение полифонии
 для маленьких детей (до 6 лет)  от 8
 развлекательные  от 32
 обучающие  от 48
 творческие  от 48

Количество встроенных тембров

Невозможно спорить с утверждением, что чем больше встроенных тембров, тем лучше. Если мы говорим о детских синтезаторах, рекомендуем вам рассматривать модели, в которых встроены 100 и более музыкальных инструментов.

Для обучающих и развлекательных моделей желательно, чтобы их было не менее 400, ну а в более серьёзных моделях — от 600 и больше.

 CASIO CT-S500

Мощный творческий синтезатор CASIO CT-S500 с 800 тембрами на борту

Есть ещё отдельная группа тембральных инструментов (к примеру, CASIO CT-S1), в которых акцент сделан не на количестве тонов, а на их качестве. При выборе такого устройства этот параметр теряет своё значение.

Автоаккомпанемент

Автоаккомпанемент позволяет создавать сопровождение вашему произведению. С технической точки зрения это делается так: после включения режима клавиатура делиться на 2 части.

Правой рукой вы продолжаете играть мелодию, а левой нажимаете аккорд, который потом автоматически обыгрывается специально записанными 2 или 4-тактовыми музыкальными фразами. Стили в подавляющем большинстве случаев разбиты на блоки по направлениям (поп, рок, джаз, и т.д.).

Чем больше встроенных ритмов аккомпанемента, тем лучше. В развлекательных и обучающих инструментах общепринятый стандарт — где-то 100 стилей. В творческих и универсальных — от 200.

Каждый из них, как правило, имеет несколько вариантов с разной степенью интенсивности звучания. Обычно речь идёт о двух вариациях, но некоторые могут иметь и четыре.

KORG EK-50

Каждый из стилей KORG EK-50 имеет 4 вариации исполнения

Надо также учитывать, что некоторые продвинутые модели имеют специальные ячейки для пользовательских стилей, которые либо могут быть загружены с интернета, либо созданы самостоятельно.

Ну и последнее, о чем следует сказать, у детских синтезаторов стилей может и не быть. Это нормально.

Запись

Ещё одним из аргументов в пользу модели говорит и наличие встроенного рекордера, который в синтезаторах часто называют секвенсором.

Запись бывает однотрековой или многотрековой (или многодорожечной). В первом случае – что вы играете, то и попадает в память инструмента. Во втором – можно поочередно записать исполнение нескольких тембров и «наложить» их друг на друга.

Таким образом создаётся полноценная аранжировка. И первый, и второй варианты предусматривают и запись аккомпанемента в том числе.

Самые распространённые секвенсоры:

  • 1-дорожечный. Используется для контроля сыгранного со стороны.
  • 2-дорожечный. Позволяет отдельно записать партию левой и правой руки.
  • 5- или 6-дорожечный. Используется в продвинутых творческих инструментах для создания собственных композиций.
  • 16-трековый. Профессиональный секвенсор, характерный для рабочих станций.

YAMAHA PSR-E463

YAMAHA PSR-E463 со встроенным 6-трековым секвенсором

Отдельно отметим, что речь идёт о MIDI-рекордере. Вся информация в таких устройствах сохраняется в виде команд, а не аудиосигнала. Это гораздо удобнее, так как на этапе сочинения предоставляет широчайшие возможности по редактированию.

Но, конечно же, встроен может быть и аудиорекордер. Он записывает в память без возможности редактирования (например, нет возможности поменять сыгранную ноту).

Но в такой записи есть и свои плюсы: вы всегда слышите то, что играете, в то время как звучание композиции в MIDI-формате зависит от встроенных инструментов.

Обработка

Очень часто сигнал, передаваемый с основного тон-генератора, потом дополнительно обрабатывается с помощью специального DSP-процессора. Это либо предустановленные эффекты (всегда применяются к тембру, и мы не можем их изменить), либо настраиваемые.

Настраиваемые эффекты зачастую сгруппированы в независимые блоки, которые могут использоваться одновременно. А из самых популярных эффектов отметим прежде всего реверберацию и хорус.

Они универсальны и заметно улучшают звучание. Так что если хотите выбрать синтезатор с приличным звуком, их наличие крайне желательно. Типичная ситуация, когда в одном блоке разные типы реверберации, в другом – хоруса, а в третьем собраны все остальные эффекты. Таким образом вы можете использовать сразу три эффекта одновременно.

Ещё одно устройство, способное «повлиять» на звук, — встроенный эквалайзер. В контексте синтезаторов для дома используется один из двух видов эквалайзеров.

  • «Пресетный» (название условное). В таком эквалайзере доступа к изменению частотных характеристик нет: вы просто выбираете один из доступных пресетов, который соответствует стилю музыки либо характеристикам помещения (например, «Jazz», «Rock», «Stadium»).
  • «Настраиваемый». Чаще всего трёх- или четырехполосный эквалайзер, но в продвинутых моделях бывает и 16-полосный.

Идеальный вариант – это когда встроены оба типа.

Какой синтезатор лучше? С пресетами, конечно, легче. Выбрал подходящий тип — и играешь. С другой стороны, если открыт доступ к индивидуальным настройкам, можно более гибко настроить звук «под себя».

Система обучения

Встроенная система обучения присутствует не во всех инструментах, но и не упомянуть о ней нельзя.

Вы можете учиться и с помощью мобильных приложений. К тому же некоторые производители выпускают свой собственный софт (к примеру, CASIO Music Space). Но здесь речь пойдёт именно о тех программах, которые интегрированы в сам синтезатор.

обучающий режим в специальном мобильном приложении

Так выглядит обучающий режим в специальном мобильном приложении

Вариантов может быть два. Первый — это просто отключение во встроенных произведениях партии левой или правой руки. Называется в зависимости от инструмента эта характеристика по-разному, но чаще всего Part on/off или Melody on/off, если отключается только мелодическая линия.

Функция, конечно, удобная. Но вот самоучителем её назвать трудно даже с натяжкой.

Второй вариант базируется на том, чтобы весь процесс обучения разбить на несколько простых этапов и, доводя отдельный этап до совершенства, мы учимся играть. К примеру, сначала стараемся играть в правильном ритме, потом – нажимать на правильные клавиши, потом стараемся уже играть в нужном темпе.

Опять же, в зависимости от производителя такую систему называют по-разному. К примеру, у YAMAHA — это «Keys To Success», а CASIO — «Step Up Lesson». Но сути это не меняет.

Отдельно отметим, что в разы увеличивает эффективность системы обучения наличие подсветки. Намного легче ориентироваться по светящимся клавишам, чем по виртуальной клавиатуре на дисплее синтезатора.

синтезатор с подсветкой

Так что, если вы хотите купить обучающий инструмент, синтезатор с подсветкой будет отличным выбором.

Мощность акустической системы

Конечно, чем более мощная акустическая система установлена, тем лучше, но в целом практика показывает, что домашних условиях вполне достаточно 5-6-ваттной акустики.

Правда, надо учитывать один момент. Мощность акустической системы — один из тех параметров, которым манипулируют чаще всего, играя на понятиях «рабочая мощность», «пиковая» и т.д.

В порядке вещей встретить в магазине синтезатор с АС мощностью 5 ватт от известного производителей, который будет звучать намного глубже, богаче, и, в конце концов, громче, чем инструмент с указанной мощностью 30 ватт от ноунейма (о компаниях ниже).

Какой синтезатор выбрать, как вы понимаете, вопрос риторический. 

Функции

Среди функций можно выделить обязательные. Это:

  • транспонирование: изменение высоты строя;
  • точная настройка: возможность «подтянуть» строй (чаще всего с шагом в 1 Гц);
  • встроенный метроном;
  • возможность менять темп произведений и аккомпанемента;
  • настройка уровня чувствительности (для моделей с динамической клавиатурой).

Кроме этого, есть ряд полезных функций, которые значительно расширят возможности синтезатора:

  • Наложение тембров друг на друга.
  • Деление клавиатуры на две части (левой рукой вы играете одним тембром, правой — другим).
  • Функция «дуэт». Тоже делит клавиатуру на 2 части, но обе звучат в одном диапазоне.
  • Регистрационная память. Сохраняет все выставленные настройки в одной из специальных ячеек.
  • Арпеджиатор. Позволяет играть арпеджио по нотам аккомпанемента, даже если правой рукой вы нажали всего одну клавишу.
  • Гармонизатор. В мелодии вместо одной ноты звучит тот аккорд, который задан аккомпанементом.
  • Pitch Bend позволяет в режиме реального времени плавно повышать и понижать высоту звука (этот эффект называется portamento). В 99% случаев выполнен в форме колеса.
  • Модуляция и другие эффекты управления звуком в реальном времени. Тут правило простое: чем их больше, тем лучше.
  • Поддержка мобильных приложений. Опять же, чем больше приложений совместимо, тем лучше. Для начинающих особенно полезными станут приложения со встроенной системой обучения.
  • Возможность беспроводного соединения с другим устройствами. Избавляет нас от «лишних» проводов.
  • Работа от батареек. Делает независимым от электросети.
  • Автоотключение. Инструмент сам выключается, если не нажата ни одна кнопка управления или клавиша на протяжении какого-то времени (как правило, это 30 минут).

Перед тем, как выбрать синтезатор, желательно определиться, какие из этих возможностей вам могут понадобиться в будущем.

Кроме того, бывают какие-то уникальные функции, которые присущи только конкретной модели или серии. К примеру, у серии CASIO Casiotone в некоторых инструментах вы найдёте функцию Dance Music, которая позволяет сочинять уникальные танцевальные мелодии приличного качества даже тем, кто не умеет играть вовсе.

Разъёмы

Очень важная характеристика при выборе синтезатора.

Обязательно должен присутствовать вход для блока питания. Синтезатор — довольно энергозатратное устройство, и батареек (если они предусмотрены) вам хватит всего часа на 3-4. Поэтому без адаптера никак.

Безальтернативным считается выход на наушники. Тут комментировать нечего.

Если вы покупаете синтезатор с динамической клавиатурой, скорее всего рано или поздно вам захочется поиграть фортепианные классические композиции. А там без педали никак. Так что для моделей с активными клавишами обязателен также выход на педаль(и).

Теперь о разъемах, без которых можно обойтись, но они очень помогают на практике:

  • USB-to-Host. Это обычный USB-вход для подключения к компьютеру.
  • USB-to-Device. Вход для флешки.
  • Аудиовход. Используется, к примеру, для подключения mp3-плееров.
  • Линейный выход. Необходимая вещь для подключения внешней акустики.
  • Вход для микрофона.
  • Вход для педали экспрессии. Её ещё называют педалью громкости. Это разъём для более профессиональных моделей.

Типичная панель с разъемами.

Типичная панель с разъемами. Слева направо: педаль, наушники, аудиовход, USB для флешки, USB для подключения к компьютеру, блок питания

Иногда попадаются инструменты с 5-пиновым MIDI-разъёмом. Сейчас это довольно редкое явление. Функцию передачи MIDI-сигнала в синтезаторах для дома успешно выполняет USB-кабель.

Габариты и вес

Если смотреть в целом, то чем компактнее и легче, тем меньше места занимает и тем портативнее.

>> Читайте: обзор серии компактных синтезаторов CASIO Casiotone

Только смотрите, чтобы эта компактность не была за счёт других технических характеристик. Особенно часто от искусственного уменьшения размеров страдает качество акустической системы.

Аксессуары

Теперь на какое-то время отойдём от характеристик самого инструмента и поговорим о сопутствующих товарах.

Прежде всего проверьте, есть ли в комплекте блок питания. Этот аксессуар вам понадобится практически наверняка. Также не лишним будет уточнить о наличии подставки под ноты (пюпитра).

Опять же, обычно вы найдёте его в коробке с инструментом. Ну и само собой, производитель обязан вложить инструкцию (либо предоставить ссылку для бесплатного скачивания).

Это что касается комплектации.

сумка для транспортировки

Одним из полезных аксессуаров — сумка для транспортировки

Теперь о дополнительных аксессуарах. В первую очередь подумайте, на чем синтезатор будет стоять. Стол здесь  далеко не самый оптимальный вариант. Мы рекомендуем подставку с регулировкой высоты. Это куда практичнее и удобнее.

Совсем нелишними при выборе синтезатора для дома будут наушники. Причём в большинстве случаев лучшим вариантом станут именно полноразмерные (не капли!). Ну и для тех, кто решил заниматься серьёзно, — педаль сустейна. Пожалуй, это самое основное.

Остальные аксессуары зависят от того, какой синтезатор вы покупаете и как собираетесь его использовать. Отметим лишь некоторые из них:

  • сумку для транспортировки,
  • антипыльную накидку,
  • стульчик,
  • USB-кабель,
  • bluetooth-адаптер и т.д.

Производитель

Сейчас на музыкальном рынке невероятный бум клавишных инструментов. Особенно это касается синтезаторов от никому не известных брендов с сомнительным качеством сборки. Практически всегда они отличаются очень привлекательной ценой и неправдоподобно заманчивыми техническими характеристиками.

Мы настоятельно рекомендуем вам покупать продукцию только тех производителей, продукция которых проверена годами.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают синтезаторы для дома от таких компаний: CASIO, YAMAHA, KORG, ROLAND.

Безусловно, у этих производителей тоже есть более и менее удачные модели по своим характеристикам, но к качеству изготовления у вас нареканий точно не будет.

синтезатор

Гарантия

Как правило, гарантия от одного года до двух. Но тут не лишним будет поинтересоваться, кто дает эту гарантию? Есть ли в Украине сертифицированный сервисный центр или это гарантия только на бумаге?

К слову, именно из-за потенциальных проблем с гарантией мы настоятельно рекомендуем вам отказаться от покупки «синтезаторов из Европы».

Где покупать?

Определиться с тем, какой синтезатор выбрать, — полдела. Важно не только «что», но и «где».

Настоятельно рекомендуем вам свой выбор остановить на крупном музыкальном оффлайн-маркете с большим ассортиментом клавишных разных компаний, либо для надёжности покупать у дистрибьютора. Как удобнее.

*****

Выбрать синтезатор — далеко не самая тривиальная задача. Это технически сложные устройства с множеством характеристик и субъективных нюансов, которые непременно надо учитывать.

Мы искренне надеемся, что материал помог вам разобраться во всех тонкостях и понять, какой синтезатор лучше будет именно в вашем конкретном случае. Но если остались вопросы, звоните 0 800 600-016, и наши консультанты с удовольствием вам помогут.

Удачного вам выбора!