Как выбрать педаль для синтезатора

Педаль — один из самых полезных аксессуаров для синтезатора. Она, с одной стороны, может заменить педали акустического пианино, с другой — работает как контроллер в режиме реального времени (включает и выключает определенные функции).

Типы педалей

На самом деле, когда мы говорим о педалях для синтезатора, то практически всегда имеем в виду педаль сустейна (о том, что это такое, поговорим ниже).

Но при этом надо помнить, что вообще-то более функциональные модели поддерживают также работу педалей экспрессии (громкости). Их выбор — отдельная тема для разговора, и в рамках этой статьи мы ограничимся лишь их упоминанием.

Педаль экспрессии KORG XVP-10

Педаль экспрессии KORG XVP-10

Зачем нужна педаль сустейна

Педаль сустейна (или сустейн-педаль) получила свое название от одноименного параметра sustain, который отвечает за длительность звучания ноты. Как несложно догадаться, основное ее предназначение — заменить правую педаль фортепиано. Попросту говоря, вы нажимаете на педаль — звук дольше.

Кроме этого, в настройках практически всех синтезаторов, можно сделать так, чтобы она работала как:

  • средняя педаль фортепиано (эффект sostenuto);
  • левая педаль фортепиано (делает звук приглушенным);
  • кнопка «старт/стоп».

Это стандартный набор функций. Но в зависимости от модели педали и возможностей синтезатора, она может выполнять и какие-то уникальные специфические задачи, начиная от включения/выключения эффектов, и заканчивая перелистыванием нот в мобильных приложениях.

Ну а теперь перейдем к видам педалей и их особенностям.

Конструкция

Педали бывают компактного и фортепианного типов.

Компактные педали часто еще называют кнопочными, а клавишники, как правило, и вовсе пользуются сленговым термином «педаль-лягушка» или «педаль-жабка». Все потому, что из-за конструктивных особенностей она постоянно норовит убежать из-под ноги. Такие педали очень легкие, занимают мало места и работают по принципу обычного переключателя: вы нажали педаль — работает, отжали — не работает.

Типичная компактная педаль M-AUDIO SP-1

Типичная компактная педаль M-AUDIO SP-1

Из недостатков отметим:

  1. Уже упомянутое «желание» убегать, если ее не закрепить дополнительно.
  2. По ощущениям она мало напоминает педаль акустического пианино или рояля. Так что, если вы привыкли играть на классическом инструменте, такая конструкция вам не подойдет.

Педали фортепианного типа с виду куда больше напоминают стандартные фортепианные. Они заметно увесистее, объемнее и нажимаются с намного большим усилием. Зато никакого дискомфорта после перехода с акустических инструментов у вас не будет: всё практически один в один.

Такие педали чаще всего работают по принципу кнопочных, но некоторые имеют дополнительный эффект полунажатия. Это зависит непосредственно от приобретаемой модели и от того, поддерживает ли этот эффект сам синтезатор.

Педаль фортепианного типа CASIO SP-20

Педаль фортепианного типа CASIO SP-20

Также существуют так называемые педальные блоки. По сути, это разновидность фортепианных педалей. Но поддержку работы таких юнитов инструментом обязательно следует перепроверять.

Вообще, педальные блоки с синтезаторами для дома, скорее, исключение из правил. Их использование куда более характерно для цифровых пианино, где очень важна возможность одновременного использования нескольких педалей.

Трехпедальный блок CASIO SP-34. Используется с компактными цифровыми пианино

Трехпедальный блок CASIO SP-34. Используется с компактными цифровыми пианино

Мы рекомендуем покупать педали с фортепианной конструкцией всем, кто обучается по классической школе. Или же если инструмент стоит у вас на одном месте.

Компактные педали будут хороши, если синтезатор часто переносится с места на место. Также замечено, что деткам до 7 лет (особенно девочкам) нажимать на фортепианную педаль тяжеловато, поэтому кнопочная для них будет предпочтительнее.

Материал корпуса

Педали бывают пластиковые, металлические и комбинированные. Металлические стоят дороже и заметно тяжелее.

Футконтроллер Korg PS-1 в металлическом корпусе с резиновыми накладками

Футконтроллер Korg PS-1 в металлическом корпусе с резиновыми накладками

Но мы не заметили каких-то особых проблем с пластиковыми педалями в контексте качества. Поэтому, если вы не профессиональный клавишник, который занимается по 12 часов в сутки, проблем, скорее всего, не возникнет.

Впрочем, выбор за вами.

Педали с эффектом half-pedal

И еще раз про эффект полунажатия или half-pedal.

В педальном механизме акустического инструмента, после нажатия педали демпферы (подушечки, которые приглушают струны) отрываются от струн не мгновенно, а постепенно. В какой-то момент часть струн уже имеет увеличенный сустейн, а часть еще приглушена.

Именно это состояние и передает данный эффект. Как понятно из названия, он приблизительно соответствует звуку, который возникает от нажатой до половины правой педали пианино.

Педаль фортепианного типа с эффектом полунажатия Yamaha FC-3A

Педаль фортепианного типа с эффектом полунажатия Yamaha FC-3A

Отметим, что функция работает не со всеми синтезаторами. Чтобы не переплачивать (а такие педали стоят заметно дороже!), обязательно проверяйте поддержку такой возможности в характеристиках инструмента.

Длина шнура

Если вы покупаете синтезатор для дома, можете не беспокоится об этом параметре. Производители всегда делают шнур такой длины, чтобы даже во время игры стоя, с этим проблем не возникало. Ориентироваться можно на длину 170 см и больше. Этого вполне достаточно.

Педаль фортепианного типа Roland DP-10 с очень длинным шнуром 2.2 м можно использовать со стеком синтезаторов

Педаль фортепианного типа Roland DP-10 с очень длинным шнуром 2.2 м можно использовать со стеком синтезаторов

Теоретически вопрос может коснуться только профессиональных клавишников, которые используют стек синтезаторов, расположенных друг над другом.

Форма штекера

Штекер может быть либо прямым, либо L-образным. Функциональной разницы нет. Просто L-образный штекер позволит ставить синтезатор чуть ближе к стене.

L-образный штекер педали CASIO SP-3

L-образный штекер педали CASIO SP-3

Полярность

У одних компаний педали работают на «замыкание», а у других на «размыкание». Особо в детали вдаваться смысла нет. Главное, понимать, что некоторые педали с вашим синтезатором будут работать от обратного: когда педаль в верхнем положении (к ней никто не прикасается), увеличивать сустейн, и наоборот.

Подходит ли педаль к синтезатору или нет, надо обязательно уточнять при покупке. Ну или просто покупать аксессуары той же фирмы, что и синтезатор. Тогда проблем не будет точно.

На что еще есть смысл обратить внимание? Во-первых, в некоторых инструментах полярность меняется в настройках инструмента. А во-вторых, есть педали с переключателем полярности.

Переключатель полярности на педали FZONE SP-1

Переключатель полярности на педали FZONE SP-1

Как вы понимаете, и в первом, и во втором случае проблема правильной полярности отпадает.

Педали для синтезаторов CASIO

Настоятельно рекомендуем вам с синтезаторами CASIO использовать фирменные педали. Это избавит вас от вероятности приобретения продукта, который потом не получится подключить к инструменту, и гарантирует качество сборки.

На данный момент производитель предлагает на выбор две модели.

CASIO SP-3

CASIO SP-3

Удобная компактная педаль с L-образным штекером. Размер основания 140 х 122 х 51 мм при весе всего 130 грамм. Длина кабеля 170 см.

CASIO SP-20

CASIO SP-20

Педаль фортепианного типа с металлическим основанием. Модель достаточно тяжелая, чтобы не скользить по поверхности. L-образный штекер. Длина все те же 170 см.

Обе педали подходят абсолютно ко всем синтезаторам CASIO с наличием педального разъема.

*****

Итак, как же выбрать педаль для синтезатора?

Сначала необходимо решить, какой тип конструкции больше подходит в вашем случае, затем определиться с полярностью педали. Ну а на последнем этапе вы сравниваете несколько подходящих вам моделей по их характеристикам (материал корпуса, форма штекера и т.д.).

При прочих равных рекомендуем, чтобы у педали и вашего синтезатора был один и тот же производитель.

Удачной вам покупки!