Педаль — один из самых полезных аксессуаров для синтезатора. Она, с одной стороны, может заменить педали акустического пианино, с другой — работает как контроллер в режиме реального времени (включает и выключает определенные функции).
Типы педалей
На самом деле, когда мы говорим о педалях для синтезатора, то практически всегда имеем в виду педаль сустейна (о том, что это такое, поговорим ниже).
Но при этом надо помнить, что вообще-то более функциональные модели поддерживают также работу педалей экспрессии (громкости). Их выбор — отдельная тема для разговора, и в рамках этой статьи мы ограничимся лишь их упоминанием.
Педаль экспрессии KORG XVP-10
Зачем нужна педаль сустейна
Педаль сустейна (или сустейн-педаль) получила свое название от одноименного параметра sustain, который отвечает за длительность звучания ноты. Как несложно догадаться, основное ее предназначение — заменить правую педаль фортепиано. Попросту говоря, вы нажимаете на педаль — звук дольше.
Кроме этого, в настройках практически всех синтезаторов, можно сделать так, чтобы она работала как:
- средняя педаль фортепиано (эффект sostenuto);
- левая педаль фортепиано (делает звук приглушенным);
- кнопка «старт/стоп».
Это стандартный набор функций. Но в зависимости от модели педали и возможностей синтезатора, она может выполнять и какие-то уникальные специфические задачи, начиная от включения/выключения эффектов, и заканчивая перелистыванием нот в мобильных приложениях.
Ну а теперь перейдем к видам педалей и их особенностям.
Конструкция
Педали бывают компактного и фортепианного типов.
Компактные педали часто еще называют кнопочными, а клавишники, как правило, и вовсе пользуются сленговым термином «педаль-лягушка» или «педаль-жабка». Все потому, что из-за конструктивных особенностей она постоянно норовит убежать из-под ноги. Такие педали очень легкие, занимают мало места и работают по принципу обычного переключателя: вы нажали педаль — работает, отжали — не работает.
Типичная компактная педаль M-AUDIO SP-1
Из недостатков отметим:
- Уже упомянутое «желание» убегать, если ее не закрепить дополнительно.
- По ощущениям она мало напоминает педаль акустического пианино или рояля. Так что, если вы привыкли играть на классическом инструменте, такая конструкция вам не подойдет.
Педали фортепианного типа с виду куда больше напоминают стандартные фортепианные. Они заметно увесистее, объемнее и нажимаются с намного большим усилием. Зато никакого дискомфорта после перехода с акустических инструментов у вас не будет: всё практически один в один.
Такие педали чаще всего работают по принципу кнопочных, но некоторые имеют дополнительный эффект полунажатия. Это зависит непосредственно от приобретаемой модели и от того, поддерживает ли этот эффект сам синтезатор.
Педаль фортепианного типа CASIO SP-20
Также существуют так называемые педальные блоки. По сути, это разновидность фортепианных педалей. Но поддержку работы таких юнитов инструментом обязательно следует перепроверять.
Вообще, педальные блоки с синтезаторами для дома, скорее, исключение из правил. Их использование куда более характерно для цифровых пианино, где очень важна возможность одновременного использования нескольких педалей.
Трехпедальный блок CASIO SP-34. Используется с компактными цифровыми пианино
Мы рекомендуем покупать педали с фортепианной конструкцией всем, кто обучается по классической школе. Или же если инструмент стоит у вас на одном месте.
Компактные педали будут хороши, если синтезатор часто переносится с места на место. Также замечено, что деткам до 7 лет (особенно девочкам) нажимать на фортепианную педаль тяжеловато, поэтому кнопочная для них будет предпочтительнее.
Материал корпуса
Педали бывают пластиковые, металлические и комбинированные. Металлические стоят дороже и заметно тяжелее.
Футконтроллер Korg PS-1 в металлическом корпусе с резиновыми накладками
Но мы не заметили каких-то особых проблем с пластиковыми педалями в контексте качества. Поэтому, если вы не профессиональный клавишник, который занимается по 12 часов в сутки, проблем, скорее всего, не возникнет.
Впрочем, выбор за вами.
Педали с эффектом half-pedal
И еще раз про эффект полунажатия или half-pedal.
В педальном механизме акустического инструмента, после нажатия педали демпферы (подушечки, которые приглушают струны) отрываются от струн не мгновенно, а постепенно. В какой-то момент часть струн уже имеет увеличенный сустейн, а часть еще приглушена.
Именно это состояние и передает данный эффект. Как понятно из названия, он приблизительно соответствует звуку, который возникает от нажатой до половины правой педали пианино.
Педаль фортепианного типа с эффектом полунажатия Yamaha FC-3A
Отметим, что функция работает не со всеми синтезаторами. Чтобы не переплачивать (а такие педали стоят заметно дороже!), обязательно проверяйте поддержку такой возможности в характеристиках инструмента.
Длина шнура
Если вы покупаете синтезатор для дома, можете не беспокоится об этом параметре. Производители всегда делают шнур такой длины, чтобы даже во время игры стоя, с этим проблем не возникало. Ориентироваться можно на длину 170 см и больше. Этого вполне достаточно.
Педаль фортепианного типа Roland DP-10 с очень длинным шнуром 2.2 м можно использовать со стеком синтезаторов
Теоретически вопрос может коснуться только профессиональных клавишников, которые используют стек синтезаторов, расположенных друг над другом.
Форма штекера
Штекер может быть либо прямым, либо L-образным. Функциональной разницы нет. Просто L-образный штекер позволит ставить синтезатор чуть ближе к стене.
L-образный штекер педали CASIO SP-3
Полярность
У одних компаний педали работают на «замыкание», а у других на «размыкание». Особо в детали вдаваться смысла нет. Главное, понимать, что некоторые педали с вашим синтезатором будут работать от обратного: когда педаль в верхнем положении (к ней никто не прикасается), увеличивать сустейн, и наоборот.
Подходит ли педаль к синтезатору или нет, надо обязательно уточнять при покупке. Ну или просто покупать аксессуары той же фирмы, что и синтезатор. Тогда проблем не будет точно.
На что еще есть смысл обратить внимание? Во-первых, в некоторых инструментах полярность меняется в настройках инструмента. А во-вторых, есть педали с переключателем полярности.
Переключатель полярности на педали FZONE SP-1
Как вы понимаете, и в первом, и во втором случае проблема правильной полярности отпадает.
Педали для синтезаторов CASIO
Настоятельно рекомендуем вам с синтезаторами CASIO использовать фирменные педали. Это избавит вас от вероятности приобретения продукта, который потом не получится подключить к инструменту, и гарантирует качество сборки.
На данный момент производитель предлагает на выбор две модели.
CASIO SP-3
Удобная компактная педаль с L-образным штекером. Размер основания 140 х 122 х 51 мм при весе всего 130 грамм. Длина кабеля 170 см.
CASIO SP-20
Педаль фортепианного типа с металлическим основанием. Модель достаточно тяжелая, чтобы не скользить по поверхности. L-образный штекер. Длина все те же 170 см.
Обе педали подходят абсолютно ко всем синтезаторам CASIO с наличием педального разъема.
*****
Итак, как же выбрать педаль для синтезатора?
Сначала необходимо решить, какой тип конструкции больше подходит в вашем случае, затем определиться с полярностью педали. Ну а на последнем этапе вы сравниваете несколько подходящих вам моделей по их характеристикам (материал корпуса, форма штекера и т.д.).
При прочих равных рекомендуем, чтобы у педали и вашего синтезатора был один и тот же производитель.
Удачной вам покупки!